Тяжелая ситуация с жильем наблюдалась в Финляндии давно. В конце 80-х годов в там было около 18 тыс. бездомных, в том числе, тысяча семей. Не все жили на улицах: часть находилась в исправительных и медицинских учреждениях и в приютах, часть временно жила у друзей и родственников. У этих людей не было возможности обосноваться где-то надолго и «пустить корни».
Чтобы сократить количество бездомных, с 2008 года в Финляндии заработала национальная программа Housing First («Сначала – жильё»). Ее суть такова: любой бездомный может получить от государства недорогое жилье, большую часть которого будет оплачивать государство. Сегодня благодаря этой программе уличных бездомных в стране практически не осталось. А программа получила такие высокие оценки, что ее одобряют и продлевают уже три разных правительства.
«Недорогое» жилье не значит некачественное. Один из комплексов, где бездомный может поселиться, называется «Вейнола», он находится в Эспоо, одном из самых динамично развивающихся городов Финляндии.
«Здесь все готово для жизни. Все квартиры примерно одной площади, примерно 35 квадратных метров, – показывает жилье Пилви Коул, директор жилого комплекса. – Полностью оборудованная кухня. Довольно большая ванная комната, она также приспособлена для людей с инвалидностью. Спальня, а еще у каждого есть свой балкон. Есть также подогрев пола». Летом в распоряжении жильцов дома есть лодка, с которой они могут рыбачить.
Обычно такая квартира стоит 480 евро. Но если бездомный получает пособие по безработице, то он заплатит лишь около 100 евро. Остальное покроет госдотация на жилье.
Некоммерческая организация Y-Foundation занимается строительством новых домов для бездомных, а также скупкой квартир, в которые заселяют людей, лишившихся жилья. Основное финансирование она получает от государства.
«С 2008 года бездомным людям было предоставлено свыше 3,5 тысяч квартир. Общая стоимость этой национальной программы с 2008 года – примерно 250 млн евро, – говорит глава Y-Foundation Юха Каакинен. – Жилье – это не удобство, это социальное право».
Авторы программы считают, что и обществу, и государству выгодно обеспечивать бездомных постоянным жильем.
«Бездомный человек часто обращается за медицинской помощью, которая очень дорогая, за неотложной помощью, у него бывают дела с полицией и так далее, – говорит Юха Каакинен. – Мы взяли всего один случай и подсчитали: оказалось, что государство, предоставив жилье одному человеку, сэкономило 15 тысяч евро. Также может случиться, что бывший бездомный найдет работу и станет налогоплательщиком».
65-летний Матиас Тойвонен – тоже бывший бездомный. Он с 2014 года живет в двухкомнатной квартире в обычном доме в Хельсинки, куда въехал также благодаря Национальной программе по борьбе с бездомностью.
«Это было как оказаться на небесах, – вспоминает он момент, когда впервые оказался в квартире. – У меня выпало всё из рук, я лёг на пол и просто рассматривал всё. Чёрт побери, здесь я теперь буду жить? Сложно было вообще в это поверить, принять за правду».
Теперь помимо пенсии в 1200 евро Матиас получает от государства жилищное пособие в размере 273 евро в месяц.
В программу помощи бездомным может попасть практически любой житель Финляндии, у кого нет денег на то, чтобы снимать собственное жилье, даже человек, который живет у родственников или друзей.
Откуда финское государство берет деньги для финансирования проектов по борьбе с бездомностью?
«В Финляндии монополия на игорный бизнес. Все лотереи, и вообще все азартные игры контролирует компания Veikkaus, которая принадлежит государству. И они распределяют полученный доход на культуру, спорт, а также организациям, которые занимаются социальными делами и вопросами благосостояния», – объясняет Санна Тиивола, директор организации организации VVA, которую в конце 80-х создали сами бездомные.
«Это по большому счету вопрос отношения, вопрос понимания прав человека, ценности человеческой жизни, вопрос заботы друг о друге, – замечает Юха Каакинен. – Я верю, что так мы сможем изменить мир».
Все ваши сообщения мы читаем и все пожелания учитываем, но, к сожалению, ответ не гарантируем.